23 Газета «Антиспрут» 2
В.Путин: Спасибо Вам большое.
По поводу тем не менее судебной системы. Мы слышим много критических замечаний в адрес судебной системы. Судебная система – это часть, одна из ветвей власти.
Наверное – не наверное, а точно – она, конечно, нуждается в совершенствовании. Но уж совсем сказать: от неё надо защищаться… Там большое количество профессионалов работает. Я специально Вас провоцирую, чтобы Вы сейчас сказали что‑то более конкретное. Точно совершенно, многое подлежит совершенствованию, подлежит развитию.
Совсем недавно мы приняли решение о развитии административного судопроизводства, но в общем и целом всё‑таки российская судебная система – одна из развитых европейских систем так называемого континентального права. И уголовное, и процессуальное в обеих частях, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и гражданское судопроизводство, конечно, это очень сложная и очень специальная сфера деятельности. И там, я понимаю, что Вы сейчас скажете, там очень много проблем и, может быть, в первую очередь при рассмотрении хозяйственных споров. Но вот такое у нас общество в целом. Это не изъяны самой только судебной системы, но, конечно, над этим надо и будем работать.
В.Лебедев: Владимир Владимирович, я просто хочу обратить внимание вот на что. Недавно Председатель Верховного Суда Лебедев Вячеслав Михайлович – моя фамилия тоже Лебедев, кстати, – отчитывался о результатах реформы соединения Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.
Я знаю, что Вы держите на контроле эту тему. Что я передал в Администрацию, хотел обратить внимание на что? Нам Конституция гарантирует многое, но в маленьких городах – в районе 106–107 тысяч население, у нас 56 тысяч население – люди часто после первой инстанции никуда не обращаются. С точки зрения закона, если они не согласны с решением, с приговором суда, всё нормально, вступил в законную силу, правосудие торжествует, а люди остаются с недоверием к государству. У них нет возможности нанять адвоката: либо денег нет, либо в таких маленьких городах судейские, прокурорские, следственный комитет и прочее либо кровное родство, либо знакомства, либо кумовья, соседи, и у кого‑то бывают свои интересы… Люди видят, что, кого бы они ни наняли, даже если у них будут деньги нанять, они всё равно не выиграют.
Я передал публикации. Я юрист по образованию, знаю, что публикую, причём несколько лет наша газета публиковала именно эту тематику: как человеку защититься от нашего правосудия. Иной раз обидно бывает за государство.
Спасибо.
В.Путин: Вот негативные последствия таких квазиюридических решений. Они, конечно, понятны и очень тяжелы для государства, это правда. Здесь мы с вами как юристы понимаем, здесь путей решения много, но один из генеральных путей решения проблемы – это обеспечение доступности ко всем уровням судебной системы, в том числе и к кассационной системе, и к любой вышестоящей.
Вы сейчас сказали, что у людей часто средств не хватает, и возможности нет использовать услуги адвокатов. Над этим надо думать, потому что всё‑таки, если дело уходит из районного суда в городской, в краевой или в областной, а потом в Верховный, всё‑таки добиться объективного разбирательства можно. Наш коллега, который занимается экологией, сейчас только нам как раз это подтвердил. Хотя, конечно, в быту, наверное, для рядового гражданина это не всегда просто. Нам нужно вместе с вами думать над совершенствованием той составляющей, которая называется доступностью судебной системы.
В.Лебедев: Дело в том, что мы боремся с коррупцией, а на местах это очень сложно делать.
Раньше, в советское время, был институт выборности судей. Это было формально в своё время. Может быть, отменить институт несменяемости судей, именно мировых судей в федеральных муниципальных образованиях, чтобы судьи знали, что если они будут подобным образом далее поступать, то их либо не назначат, либо…
В.Путин: Может быть. Вы отдали свои соображения коллегам?
В.Лебедев: Да, я отдал.
В.Путин: Может быть, Вы и правы, на таком уровне можно подумать, надо подумать. Вы правы.Спасибо Вам.